Оплата только в рублях. Цены на сайте меняются каждый день после 16 часов в зависимости от торгов на ММВБ
Технический Бюллетень № 1: CarmanScan VG: некоторые особенности работы с каналом №1 осциллографа |
Как известно, осциллограф прибора CarmanScan VG имеет четыре канала. В принципе, при работе с низковольтными сигналами, все четыре канала практически равноценны (идентичны), за одним небольшим исключением. Оно заключается в том, что канал №1 может работать как в режиме открытого, так и закрытого входа. Остальные три канала (2-й, 3-й и 4-й) такой возможности лишены и всегда работают только в режиме открытого входа. В чём смысл такого решения и для чего нужен закрытый вход?
Подавляющее число как входных, так и выходных (управляющих) сигналов различных автомобильных систем и компонентов имеют так называемую постоянную составляющую. Это обусловлено тем, что автомобильные блоки управления имеют однополярное напряжение питания с номиналом 12 Вольт (24 Вольта на грузовиках). Например, сигнал управления форсункой в промежутках между управляющими импульсами имеет постоянный уровень, близкий к бортовому напряжению (т.е. 13 – 14 Вольт). Сигналы датчиков положения дросселя, расхода воздуха и давления на впуске всегда имеют некое почти постоянное значение на установившихся режимах и т.д. и т.п. Поэтому для наблюдения таких сигналов необходим вход, который пропускает эту постоянную составляющую, что и сделано в большинстве автомобильных осциллографов, включая CarmanScan VG.
Одним из примеров использования закрытого входа является анализ пульсаций напряжения в борт-сети автомобиля.
Вот как выполняется данная процедура:
- Входим в меню осциллоскопа, выбираем режим «авто осциллограф», ставим «галочку» рядом с позицией «Battery Voltage» и выбираем Канал 1 (см. экран 1). Нажимаем на экранную клавишу «СОХР» - по умолчанию прибор активирует режим одноканального осциллографа с открытым входом (экран 2). Для удобства наблюдения устанавливаем чувствительность по вертикали 2 В/дел., а развёртку – 200 мС/дел.
- Подключаем измерительный кабель к каналу 1 осциллографа (фото 1). «Массовый» вывод измерительного кабеля соединяем с массой двигателя или АКБ, а сигнальный вывод – с плюсом АКБ, плюсовой клеммой генератора или терминалом для «прикуривания» (фото 2).
Экран 1: Настройка Осциллографа
Экран 2 : Исходныый вид дисплея
Фото : 1 Подключение кабеля к каналу осциллографа
Фото 2 : Подключение пробника к источнику сигнал
Фото 3 : Заземление пробника Осциллографа
3. Включаем зажигание. Прямая линия на дисплее осциллографа отображает постоянный уровень напряжения АКБ (экран 3). Запускаем двигатель – линия напряжения должна чуть приподняться (если исправен генератор). Кроме этого на этой линии появляются шумы и пульсации (экран 4). Величина пульсаций может быть разной, в зависимости от места подключения сигнального вывода, состояния АКБ и ряда других условий, но в целом, их амплитуда незначительна и при данной величине чувствительности (2 Вольта на деление) рассмотреть их детально не представляется возможным.
Экран 3: Напряжение АКБ
Экран 4 : Напряжение борт-сети при работе двигателя
4. Для того, чтобы более детально рассмотреть эти пульсации необходимо увеличить чувствительность осциллографа по вертикали. Однако в этом случае весь сигнал оказывается вне зоны экрана, т.е. выходит за его пределы (экран 5). Нажимаем стилусом на экранную клавишу с символом АС в правом верхнем углу дисплея; этот символ должен смениться на символ DC. Получаем режим закрытого входа – постоянная составляющая отрезана (экран 6). «Хватаем» стилусом правый край луча и устанавливаем его в центре дисплея (экран 7) - для удобства наблюдения.
Экран 5: Сигнал вне диапазона
Экран 6 : Режим Закрытого Входа
Экран 7: Закрытый вход. Луч по центру Экрана.
5. Теперь мы можем беспрепятственно увеличить чувствительность по вертикали, получив удобную для анализа картинку. Заодно устанавливаем другое время развёртки. В данном случае на развёртке порядка 10 мС/дел. мы видим пульсации, обусловленные работой реле-регулятора (см. экран 8), а уменьшив развёртку до 2 мС/дел., можем наблюдать пульсации, отображающие работу диодов генератора (экран 9). Как видно из осциллограммы, в проверяемом генераторе все диоды исправны.
Экран 8: Пульсации Реле-Регулятора.
Экран 9 : Пульсации, отражающие работу Генератора
6. Несколько замечаний:
Случаи, когда нужен режим закрытого входа, в автомобильной практике весьма редки. Кроме анализа пульсаций напряжения, закрытый вход может потребоваться при анализе пульсаций давления и разрежения, да и то, только в том случае, если используемые датчики не являются дифференциальными (т.е. имеют на выходе как переменную, так и постоянную составляющую напряжения). Именно поэтому в осциллографах VG и VG+ режим закрытого входа поддерживает только канал №1 – этого вполне достаточно.
Общепринятые в технической практике символы AC (напряжение переменного тока) и DC (напряжение постоянного тока) в правом верхнем углу дисплея отображают в данном случае не текущий режим, а режим, в который можно переключиться, нажав на данную клавишу. Таким образом, если высвечивается символ АС, то на самом деле активирован режим DC, т.е. используется открытый вход. Фактически символ АС означает, что при нажатии на эту клавишу будет активирован режим АС, т.е. режим отображения переменной составляющей сигнала (режим закрытого входа).
Технический эксперт компании НЕО СИСТЕМС
Газетин Сергей.