Технический Бюллетень №5: О том, как MAF «усыпил» ESP |
Автомобиль Audi A4, 2006 года выпуска, двигатель BFB. Владелец поведал следующее. Вчера мол, разворачивался где-то на влажном грунте, колёса сорвались в букс и на панели приборов загорелся символ ESP. Да так и остался гореть. В общем, так, ребята, ежу понятно, что проблема с ABS, (т.е. я уже практически сам всё нашёл), Вы только посмотрите, какой конкретно датчик у меня накрылся.
Ну что же, посмотрим. Подключаем сканер Карманскан VG+, входим в систему ABS/ESP, считываем коды неисправностей. Да, ошибка есть. Вот только сама ABS здесь совершенно ни при чём. Код отказа указывает на отсутствие сигнала нагрузки от блока управления двигателем (см. экран 1). Обычной системе ABS этот сигнал не нужен, а вот если она выполняет ещё и функции курсовой устойчивости, без него никак не обойтись. Устанавливаем связь с ЭБУ двигателя и опрашиваем память неисправностей. Результат – на экране 2. Блок «жалуется» на низкий уровень сигнала датчика расхода воздуха. Проверим. Входим в режим Data Value Blocks (Текущие параметры), выводим второй блок данных. Действительно – расход воздуха очень низкий, практически нулевой (экран 3). Смущает только обозначение данного параметра – Ground Current. Видимо, корейцы чуток не доработали… Ничего, в следующей версии софта поправим. Чтобы окончательно развеять все сомнения, надо снять сигнал непосредственно с выхода ДМРВ. Открываем капот и сразу получаем массу интересной информации. Патрубок забора воздуха серьёзно забит листвой и различным мусором (фото 1). Интересно, а как же вообще машина-то ехала? А вот как – воздух проходил через отверстие, к которому должен быть подсоединён патрубок системы инжектирования вторичного воздуха (фото 2). И проходил естественно неочищенный. Господа автовладельцы, капот-то надо хотя бы иногда открывать! А впрочем, нет, совет неправильный. Чем реже Вы это делаете, тем больше денег зарабатывает диагност. Ну, довольно лирики. Подключаем к сигнальной ножке расходомера осциллограф и запускаем двигатель. Результат представлен на экране 4 – это подозрительно ровная прямая линия на уровне 1 Вольт. Это было бы в самый раз, если бы было включено зажигание, а двигатель остановлен, поскольку расходомер «бошевский», HFM-5. Но двигатель работает, более того, мы периодически нажимаем на газ. Реакции никакой. Т.е. наш расходомер представляет из себя идеальный источник опорного напряжения номиналом 1 Вольт. Но в таком качестве он нас вряд ли устроит. Для порядка проверяем питание (12 и 5 Вольт) и массу расходомера – всё О.К. Вердикт однозначный – расходомер умер. Вообще говоря, для ха-эф-эм пятого, это не такой уж и частый вариант, гораздо чаще у него просто «уходит» характеристика. Но в данном случае мы имеем дело именно с отказом.
Фото 1 : Воздушный Патрубок
Фото 2 : Система впрыска воздуха
Экран 1 : Код Ошибки АБС
Экран 2 : Код Ошибки ECU
Экран 3 : Текущие Параметры
Экран 4 : Сигнал датчика МАF.
Устанавливаем новый датчик, запускаем двигатель, проверяем реакцию. Совсем другое дело! На холостом ходу отчётливо видны пульсации, обусловленные работой цилиндров (экран 5), да и на «прогазовку» новый датчик реагирует вполне адекватно (экран 6). Ну и на дисплее сканера теперь полный порядок (экран 7). Остаётся почистить сетку забора воздуха, установить на место воздушный патрубок, удалить коды ошибок и вручить автомобиль слегка озадаченному хозяину. Для него причинно-следственная связь между заменой ДМРВ и восстановлением работоспособности ESP представляется далеко не очевидной.
Экран 5 : Сигнал датчика MAF на холостом ходу
Экран 6 : Сигнал датчика MAF на Холостом Ходу
Экран 7 : Текущие Параметры
Впрочем, есть одно обстоятельство, вполне оправдывающее его заблуждения. Дело в том, что на этом авто отсутствовала лампочка Check Engine. По какой причине – мы разбираться не стали, но вот то, что код ошибки по этой цепи отсутствовал, весьма странно. Возможно, стоит какая-нибудь «обманка», это не суть важно. Если бы лампочка Check Engine была, она конечно непременно бы зажглась. А в этом случае жалоба владельца начиналась бы со слов: «вот еду я значит, и тут вдруг «чек» загорается….». Повлияло бы это на процесс диагностики? Едва ли.
Технический эксперт компании ООО «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей.