Оплата только в рублях. Цены на сайте меняются каждый день после 16 часов в зависимости от торгов на ММВБ
Технический Бюллетень №14: Совсем простая BMW или рутинная диагностика (часть 1) |
TSB#14
Совсем простая BMW или рутинная диагностика (часть 1)
Случай, описанный в предыдущем бюллетене (TSB#13), конечно является достаточно сложным. Автомобили с такими «головоломками» приезжают не каждый день. В повседневной практике гораздо чаще приходится иметь дело с относительно простыми неисправностями, которые встречаются на самых различных моделях. Можно даже сказать, что это типовые неисправности, а работа по их устранению является, если можно так выразиться, повседневным фоном, или рутиной диагностического процесса. Но и такая работа требует от диагноста наличия системных знаний и соответствующего оборудования. Об одном из таких случаев и пойдёт речь в данном бюллетене.
Итак, имеем автомобиль BMW 316i, в кузове Е36, 1996 года выпуска. Как видно из фото 1, экземпляр весьма «заезженный». Кузов побитый, местами ржавый, для удержания капота в открытом состоянии пришлось применить «универсальный» упор. Причина обращения в сервис весьма банальна – «троит» двигатель. Самодиагностика на этих авто весьма слабая. Подключение сканера и считывание ошибок дают определённую информацию к размышлению, но к жалобе владельца данный код вряд ли имеет какое-либо отношение (экран 1).
Фото 1 : BMW 316i E36
Дисплей 1 : Код Ошибки
Ошибка С9 свидетельствует о проблемах в контуре лямбда-регулирования. Конечно, эта неисправность тоже требует проведения ряда проверок, но начинать с них уж точно не имеет смысла. Нам, в первую очередь, нужно понять, почему двигатель работает на трёх цилиндрах. Блок управления, увы, этого «не понимает», и, следовательно, ничем помочь не может.
Когда в бензиновом двигателе не работает какой-либо цилиндр (цилиндры), начинать надо с системы зажигания. Это аксиома. На данном автомобиле применяется система зажигания с четырьмя индивидуальными катушками, которые конструктивно объединены в единый моноблок. Не две двухвыводные катушки Waste Spark, как это часто можно встретить на других авто, а именно четыре индивидуальных, и управляются они отдельными силовыми ключами, установленными в блоке управления. Каждая из катушек соединена со своей свечой зажигания посредством высоковольтного провода. Сейчас такие системы уже не применяются. Общее представление о конструкции системы и расположении компонентов дают фото 2 и 3.
Фото 2 : Модуль катушек, вид сбоку
Фото 3 : Модуль катушек, вид спереди
Итак, переводим наш CarmanScan VG в режим осциллографа, запускаем двигатель и поочерёдно одеваем высоковольтный емкостной датчик на свечные провода (фото 4).
Фото 4 : Подключение емкостного датчика
Вполне ожидаемо, практически сразу же получаем важную информацию: на проводе одного из цилиндров напряжение практически отсутствует, что хорошо видно из экрана 2.
Дисплей 1: Сигнал вторичного напряжения - цилиндр No.4
По проводу легко определяем, что это цилиндр №4. Для сравнения, на экране 3 приводится осциллограмма, снятая с провода одного из работающих цилиндров.
Дисплей 3 : Сигнал вторичного напряжения - исправный цилиндр
Очевидно, что практически полное отсутствие вторичного напряжения не может быть следствием отказа свечи зажигания или высоковольтного провода данного цилиндра. В таком случае под подозрение попадают три компонента: 1) собственно катушка зажигания; 2) выходной каскад, управляющий катушкой - в данном случае он расположен в блоке управления двигателем; и 3) проводка от блока управления к первичной обмотке катушки.
Чтобы быстро разобраться, какой именно из перечисленных компонентов неисправен, нужно проверить сигнал в первичной цепи системы зажигания. Подключаем к осциллографу обычный измерительный кабель и проверяем сигнал напряжения, или, иными словами, сигнал управления катушкой №4 (фото 5).
Фото 5 : Подключение емкостного датчика
Полученная осциллограмма (экран 4) неопровержимо свидетельствует сразу о нескольких вещах.
Дисплей 4 :Сигнал первичного напряжения, катушка No.4
Во-первых, сигнал управления имеется. Во-вторых, значения времени накопления энергии (примерно 3.5 мС) и падения напряжения в управляющей цепи во время фазы накопления (примерно 2.5 Вольта) соответствуют норме. Это говорит о том, что и выходной каскад блока и проводка в полном порядке. А вот наклонная линия в фазе искрового разряда недвусмысленно намекает на наличие межвиткового замыкания во вторичной цепи катушки. Так что диагноз однозначный – катушка 4-го цилиндра неисправна. Поскольку отдельно она не меняется, заказываем новый модуль катушек, само собой, с согласия клиента.
(Продолжение – в следующем бюллетене).
Технический эксперт компании OOO «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей.